Бесконтактное ДТП судебная практика прямое урегулирование

Содержание

Бесконтактное ДТП: оформление и судебная практика по выплатам ОСАГО

Бесконтактное ДТП судебная практика прямое урегулирование
Время чтения: 6 минут

В России с 2003 года введено обязательное страхование гражданской ответственности автомобилистов (ОСАГО). Однако, когда дело доходит до страховых выплат, компании-страховщики не слишком торопятся расставаться с деньгами, особенно если ДТП было бесконтактным, то есть столкновения с транспортом виновника аварии не произошло. Узнаем как решаются споры, если произошло бесконтактное ДТП: судебная практика и ее нюансы.

Классификация видов ДТП

К дорожно-транспортным относятся происшествия на дорогах, в которых участвует хотя бы одно движущееся транспортное средство (ТС). Если ни одно ТС не двигалось, любое происшествие с транспортом к ДТП не относится.

Классификация дорожно-транспортных происшествий содержится в приложении 6 к инструкции по учету ДТП, введенной в действие Приказом №328 МВД РФ от 18.06.1996. Перечень ДТП включает:

  1. Столкновение. При этом происшествии сталкивается несколько транспортных средств.
  2. Опрокидывание – когда движущееся ТС опрокидывается.

  3. Наезды:
    • на стоящий транспорт – одно из транспортных средств стоит;
    • на препятствие – столкновение с неподвижным предметом, например, столбом.
    • на пешехода;
    • на велосипедиста;
    • на гужевой транспорт. Столкновение с транспортом, который двигают тягловые животные;
    • на животное. Любое животное, если оно не тянуло транспорт.
  4. Падение пассажира.
  5. Прочие виды дорожно-транспортных происшествий.

Из классификации видно, что интересующий нас вид дорожно-транспортного происшествия относится к прочим видам ДТП. Поговорим об этом подробнее.

Какое ДТП является бесконтактным

Всем известны случаи, когда действия одного из участников дорожного движения привели к повреждению транспорта, объектов инфраструктуры или ранению и гибели людей. При этом сами транспортные средства не столкнулись. Обычно такие происшествия происходят из-за нарушения правил маневрирования одним из водителей. Тогда другой участник движения, стремясь избежать столкновения, резко маневрирует и сталкивается с другими участниками движения, неподвижными объектами, вылетает с дороги или совершает наезд на людей и животных.

Именно такие происшествия, когда виноват водитель, непосредственно не участвовавший в повреждении транспорта, и называются бесконтактными. Так как транспортное средство виновника аварии в непосредственный контакт с другими машинами, окружающими предметами и людьми не вступало и обычно остается неповрежденным.

Какие действия должен предпринять водитель при бесконтактном ДТП

Вне зависимости от контактного или бесконтактного характера происшествия, действия водителей при дорожно-транспортных происшествиях установлены Правилами дорожного движения и неизменны. В первоочередном порядке следует:

  1. Остановить транспортное средство или не двигаться с места, если транспорт стоял.
  2. Выставить знак аварийной остановки (не ближе 15 метров – в населенных пунктах и не ближе 30 – за городом).
  3. Проверить состояние других участников происшествия и принять меры для оказания помощи пострадавшим.
  4. Зафиксировать обстоятельства произошедшего происшествия. Хорошо, если в машине работал видеорегистратор. Используйте аудио и видеосъемку, старайтесь выявить и получить контакты свидетелей.
  5. Сообщить о происшествии в ГИБДД и ожидать прибытия их сотрудников.
  6. Освобождить проезд. Выполнять это требование до прибытия сотрудников ГИБДД следует только в случае, когда движение полностью перекрыто. Если проезд остался, дождитесь полицейских.

Обратите внимание! Автомобиль виновника бесконтактного происшествия остается исправным. Иногда водитель даже не замечает, что стал участником происшествия. По этим причинам виновник часто пытается скрыться. Преследовать его не нужно. В этом случае вы сами покинете место ДТП и совершите правонарушение. Фиксируйте номер и приметы машины. В дальнейшем ее водителя разыщут сотрудники полиции.

Оформление бесконтактного происшествия

В настоящее время, если в дорожно-транспортном происшествии не пострадали люди и участники ДТП имеют одинаковое мнение о причинах, обстоятельствах и виновнике происшествия, разрешается оформлять ДТП на основании европротокола. Однако в случае с бесконтактным ДТП это делать не рекомендуется.

Причина в том, что страховая компания может заподозрить попытку мошенничества. Судите сами: машина виновника ДТП не пострадала, тем не менее он заявляет, что страховщик обязан оплатить ремонт другой разбитой машины. Обстоятельства выглядят крайне подозрительно.

Поэтому мы рекомендуем бесконтактные ДТП оформлять только в стандартном порядке с вызовом сотрудников ГИБДД и составлением справки о ДТП по результатам проведенных на месте происшествия экспертиз. Страховщики и так, скорее всего, будут стремиться избежать финансовых потерь. Не стоит облегчать им уклонение от выполнения обязательств. От составленных представителями правоохранительных органов документов отмахнуться значительно сложнее.

Куда и как звонить при ДТП.

Получение возмещения ущерба при бесконтактном ДТП по ОСАГО

Определенные проблемы при получении страховых выплат возникают почти всегда – страховщик теряет деньги. Однако возмещение по ОСАГО при бесконтактном ДТП еще более проблематично. По этому виду страхования платежи осуществляет страховая компания виновника происшествия в пользу пострадавшего или страховой компании пострадавшего, если он обратился за прямым возмещением ущерба. Страховщики часто пытаются найти различные отговорки. Они не признают факт происшествия ДТП либо отказывают в выплатах на основании того, что заявитель выбрал ненадлежащего плательщика.

Сразу отметим: прямое урегулирование, то есть получение возмещения от своей страховой компании, в случае с бесконтактным ДТП невозможно. Причины этого мы раскроем в следующем разделе нашей статьи.

Судебная практика по делам о бесконтактных ДТП

Страховые компании – это коммерческие предприятия, существующие на разницу между суммой собранных страховых премий и суммой произведенных выплат. Естественно, каждая выплата сокращает доходы страховщика. Поэтому, прежде чем заплатить, стражовщики тщательно изучают каждое происшествие. Если, как им кажется, они находят основания для отказа в производстве выплат, они именно так и поступают. Если во внесудебном порядке убедить компанию произвести возмещение ущерба не удалось, единственный способ добиться справедливости – обращение в суд.

Суды при принятии своих решений учитывают решения иных судов, вынесенных по аналогичным делам. То есть, если подобно дело уже рассматривалось и решение суда по нему осталось без изменений, то и решение по новому делу будет таким же. Именно поэтому важно изучение судебной практики. В рамках этой статьи нас интересует удебная практика по бесконтактному ДТП. Рассмотрим несколько случаев.

В начале статьи мы рассказали о том, что основной причиной бесконтактных ДТП является неправильное маневрирование виновника и, вследствие этого, резкое изменение направления движения пострадавшим. Но это не единственный случай бесконтактных ДТП.

Широкую известность получил случай, когда водитель автомобиля MAN, маневрируя, сбил ветку дерева, а та, в свою очередь, упала на припаркованный автомобиль Opel и повредила его. Страховая компания отказалась проводить выплаты, ссылаясь на то, что ДТП как такового не было, а владелец Opel виноват сам, так как не учел опасность от низко нависающей ветки.

Суд с доводами страховщика не согласился. В его решении сказано, что причиной падения ветки и повреждение легкового автомобиля стали маневры автомобиля MAN, а бесконтактный характер происшествия не может служить поводом для отказа в выплатах по ОСАГО.

Часто бесконтактные происшествия происходят при падении груза с транспортных средств. Водитель автомобиля МАЗ, некто Бабаев, плохо закрепил груз, в результате чего он упал и был поврежден автомобиль Volvo XC60. Страховщик не желал признавать этот случай ДТП и проводить выплаты. Суд постановил, что Бабаев нарушил требования п. 23.2 ПДД о том, что перед началом движения следует убедиться в качественном креплении груза и отсутствии опасности его падения. Соответственно, имело место ДТП и выплаты по ОСАГО должны быть проведены.

Теперь расскажем почему прямое возмещение ущерба в своей страховой компании при бесконтактном ДТП невозможно.

По делу о бесконтактном происшествии по вине гражданки Ермоленко, которая неожиданно начала разворачиваться, в результате чего гражданин Сызранов резко выкрутил руль, вылетел с дороги, перевернулся и ударился машиной в дерево, суд первой инстанции принял решение в пользу пострадавшего по его иску к своей страховой компании из-за отказа проводить выплаты. Это решение было подтверждено и в апелляционной инстанции. Эти суды исходили из содержания п.3 ст.1079 ГК, устанавливающей, что взаимодействие при ДТП может быть не только физическим.

Однако Верховный суд России в исполнении исковых требований пострадавшего по этому делу отказал. Так как, в законе об ОСАГО четко указаны случаи, при которых производятся выплаты и там указано, что под взаимодействием понимается столкновение.

Обратите внимание! Отказ произошел потому, что пострадавший обратился с иском к ненадлежащему плательщику. Обращаться за возмещением ущерба следовало в страховую компанию виновника происшествия. То есть в случае с бесконтактным ДТП прямое возмещение невозможно.

Ответственность для виновников бесконтактных происшествий

Для того чтобы быть признанным виновным в чем-либо нужно обязательно нарушить закон. В случае в ДТП мы говорим о правилах дорожного движения. Соответственно, виновник бесконтактного ДТП несет не только материальную ответственность, но и другие виды ответственности за нарушение законодательства. В зависимости от тяжести последствий нарушения ответственность может наступить, как административная, так и уголовная.

Могут ли виновника такого ДТП лишить прав

Если нарушение правил дорожного движения, совершенное виновником бесконтактного ДТП, предусматривает возможность лишения права управлять транспортом, такое наказание может быть применено.

Наказание за оставление места происшествия

За оставление места ДТП российское законодательство предусматривает штраф в размере 1 тыс. рублей и лишение прав на срок от 1 года до полутора лет, а также административный арест на срок до 15 суток. Теоретически виновник происшествия может попытаться доказать в суде, что не знал о своем участии в происшествии, и избежать наказания. Однако шансы на это малы.

Читайте также  Как проверить автомобиль на ДТП?

Заключение

Бесконтактное ДТП – это такое происшествие, при котором непосредственного соприкосновения транспорта виновника и пострадавшего не произошло. Однако это все равно ДТП, которое необходимо оформить соответствующим образом. За возмещением ущерба по ОСАГО следует обращаться в страховую компанию виновника происшествия.

Бесконтактное ДТП:

Источник: https://1avtoyurist.ru/dtp/obshhaya-informaciya/beskontaktnoe-dtp.html

Бесконтактное ДТП в 2020 году — ПВУ, ОСАГО, судебная практика, верховный суд, куда обращаться, прямое урегулирование

Само понятие весьма размыто в законодательстве, из-за чего у некоторых водителей возникают проблемы. Можно ли получить денежную компенсацию при таком дорожном происшествии?

Что это такое

Бесконтактное ДТП – сложный случай, при котором одно транспортное средство создает помеху другому, в результате чего наносится ущерб третьим лицам. В тот же момент сам виновник не имеет непосредственного контакта с другими автомобилями.

Чаще всего бесконтактное ДТП происходит в таких ситуациях:

  • водитель пытался уйти от столкновения и врезался в другое ТС, ограждение или столб;
  • авария произошла из-за падения груза или выброса гравия;
  • помехой мог стать пешеход, наезда на которого водитель стремился избежать, в результате чего совершил ДТП.

Правильно трактовать ситуацию при бесконтактном ДТП мешает несколько факторов:

  1. Истинный виновник не причинил вреда непосредственно, из-за чего не считая себя виновником, благополучно скрылся с места происшествия.
  2. Инспекторы ГИБДД неоднозначно трактуют ПДД, пункт 10.1.
  3. Часть вины возлагается на пострадавшего, руководствуясь тем, что каждый водитель обязан управлять автомобилем на той скорости, которая позволит четко контролировать ситуацию.

Очевидно, что при бесконтактном дорожном происшествии из пострадавшего можно легко стать виновником и нести ответственность за чей-то маневр.

Если же инспектора ГИБДД вменяют в вину то, что водитель не снизил скорость и не остановился, как предписывает ПДД, п. 10.1, стоит апеллировать к таким факторам:

  • п.1.2 Правил Дорожного Движения Опасность для движения», гласит, что водитель вправе как остановить транспортное средство, так и маневрировать, с целью избежать опасной ситуации и предотвратить аварию;
  • снизить скорость или остановиться стоит только в том случае, если это позволит избежать столкновения (в остальных ситуациях это бессмысленно);
  • в согласии с пунктом 1.5 ПДД необходимо действовать так, чтобы не нанести вред другим участникам дорожного движения; если маневр позволит достичь этой цели, водитель вправе этим воспользоваться.

Даже такое происшествие порой несет немалый ущерб. Если произошло бесконтактное ДТП, выплату по ОСАГО может быть получить непросто.

Страховой ли это случай

Выплаты по ОСАГО – компенсации, которые может получить пострадавший водитель в случае если удалось доказать наличие вины другого участника ДТП.

Бесконтактные аварии также считаются страховыми случаями.

Обязательное условие для обращения в страховую компанию за денежным возмещением – все необходимые документы, подтверждающие вину. Мысль о том, что бесконтактные аварии должны считаться страховыми случаями, и по ним положена компенсация, неоднократно звучала в решениях суда.

Эти судебные инстанции постановляли, что даже при отсутствии непосредственных контактов, но при наличии прямой взаимосвязи между действиями одного водителями и нанесения ущерба, должна сохраняться ответственность.

Куда обращаться

В последнее время все шире стало применяться прямое урегулирование убытков при ДТП. Однако бесконтактные аварии, хотя и являются страховым случаем, не компенсируются в таком порядке.

Прямое возмещение убытков (ПВУ) возможно только при непосредственном контакте двух автомобилей.

При бесконтактном ДТП придется обращаться не в свою страховую компанию, а в фирму виновника.

В таких столкновениях, как правило, принимает участие минимум три автомобиля. Это значит, что данный метод урегулирования ситуации неприменим. Такой порядок закреплен РСА (Российским Союзом Автостраховщиков) и решениями Верховного Суда.

Если же страховщик виновника отказывает принимать документы, мотивируя, что нужно действовать по схеме прямого урегулирования ущерба и направляет в свою страховую, не стоит обращать на это внимание.

В случае отказа стоит составить досудебную претензию и направить ее в компанию.

Как правило, до суда дело не доходит.

Как оформить

Как и любое другое дорожное происшествие, бесконтактная авария должна быть оформлена в строгом соответствии с правилами.

В противном случае можно получить обоснованный отказ в выплате от страховой компании. В первую очередь, все автомобили должны остановиться. Это относится и к машине виновника, из-за маневра которого произошло столкновение двух других автомобилей.

На дороге следует выставить знаки аварийной остановки, чтобы предупредить других участников движения, а также не получить штраф от инспектора ГИБДД.

Оформление бесконтактного дорожно-транспортного происшествия по Европротоколу невозможно:

  • чаще в таком ДТП участвует более двух автомобилей;
  • не всегда есть непосредственный контакт виновника и пострадавшего;
  • мнения водителей о степени вины часто не сходятся.

В случае бесконтактного происшествия, сразу необходимо вызвать сотрудников полиции. Если произошла авария с пострадавшими, необходимо вызвать скорую помощь и по возможности помочь жертвам ДТП до приезда медиков.

До приезда представителей правоохранительных органов можно произвести такие действия:

  • сделать фото и видеосъемку места ДТП, расположения ТС, качества дорожного полотна, степень нанесенных повреждений;
  • провести опрос свидетелей происшествия;
  • при необходимости проконсультироваться по телефону с автоюристом, или даже пригласить его на место происшествия;
  • попросить свидетелей дождаться приезда сотрудников полиции для сбора письменных показаний и приобщения их к материалам дела.

До завершения оформления происшествия ни в коем случае нельзя перемещать транспортные средстве. Бесконтактное ДТП и без того сложный случай, а изменение расположения автомобилей вводит сотрудников ГИБДД в заблуждение и не позволяет корректно установить виновника.

Инспектор полиции попытается детально воссоздать все обстоятельства столкновения. После этого он составит схему ДТП, в которой укажет расположение машин на момент происшествия.

Если виновный водитель скрылся с места происшествия, доказать это можно будет только с помощью записей с видеорегистратора, либо же благодаря свидетельским показаниям очевидцев.

В таком случае его может ждать даже лишение прав. Если же точных данных о том, чей автомобиль стал причиной столкновения, нет, найти виновного водителя будет невозможно, так как на той машине не будет никаких свидетельств об участии в ДТП.

Решение о том, кто виновник в бесконтактном ДТП, принимает суд либо инспектора ГИБДД. В редких случаях вина остается неустановленной. Тогда на получение компенсации от страховой компании рассчитывать смысла нет.

Возместить ущерб по ОСАГО могут только при наличии виновной стороны.

Если же есть действующий полис КАСКО, то для получения возмещения достаточно получить справку, подтверждающую участие в ДТП и обратиться за выплатами.

Необходимые документы

Независимо от того, было оформлено электронное ОСАГО или стандартное, пакет документов для страховой компании будет одинаковым.

Необходимо подготовить такие бумаги:

  • заявление о получении страхового возмещения;
  • извещение о ДТП;
  • документ, выданный ГИБДД и подтверждающий наличие бесконтактного ДТП;
  • копии постановления об административном правонарушении виновного лица;
  • копии паспорта, полиса страхования, водительского удостоверения, техосмотра и техпаспорта автомобиля;
  • расходные документы, возникшие в результате ДТП;
  • реквизиты для перечисления выплаты.

Помимо документов, важно сохранить автомобиль в том виде, в котором он был после аварии. Непредставление транспортного средства для оценки нанесенного ущерба грозит отказом в страховой выплате.

Выплаты по ОСАГО при бесконтактном ДТП

Даже при наличии всех необходимых документов бесконтактное ДТП является поводом для страховой компании отказать в компенсации. Поэтому к этому следует заранее подготовиться.

Страховщики могут мотивировать отказ выплачивать компенсацию тем, что никакого ДТП не было, а водитель, обратившийся за выплатой, самостоятельно врезался в объект.

В таком случае необходимо требовать проведения автотехнической экспертизы, по результатам которой станет ясно, что автомобиль пострадавшего просто не имел возможности избежать столкновения.

Иногда причинно-следственную связь между действиями виновника и ущербом, причиненным пострадавшему, приходится доказывать через суд. Если это удается, по решению суда страховую компанию могут обязать возместить нанесенный ущерб.

Из зала суда

Каждый день на дорогах происходят столкновения, в том числе и бесконтактные аварии, как с автомобилями, так и с мотоциклами.

Стоит рассмотреть несколько ситуаций, рассматриваемых в суде:

  1. Автомобиль врезался в столб из-за маневра другого водителя. Страховщик отказал в компенсации. Независимая техническая экспертиза подтвердила, что водитель не имел возможности иначе избежать столкновения. Суд обязал страховую компанию покрыть ущерб.
  2. Грузовой автомобиль зацепил ветку дерева, из-за чего повредилась машина, припаркованная внизу. Хотя компания отказалась признать случай страховым, суд обязал ее возместить убыток.

Очевидно, что даже при бесконтактном ДТП реально доказать свою невиновность и получить страховое возмещение. К сожалению, на практике, часто этого приходится добиваться через суд.

: Бесконтактное ДТП

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: https://bibiguru.ru/beskontaktnoe-dtp/

Куда обращаться при бесконтактном ДТП?

В наше время на дорогах становится все больше автомобилей. При этом количество ДТП возрастает с такой же скоростью. Случаются и ситуации, где ДТП считается бесконтактным. Что это такое рассмотрим ниже. А куда же обращаться в первую очередь? Сначала нужно позвонить сотрудникам ГИБДД, ни в коем случае не нужно пытаться догнать виновника аварии.

Сотрудники ГИБДД составят схему аварии и зафиксируют свидетельские показания. Нужно внимательно следить за тем, что они записывают, так как бывают случаи, что они выносят постановление о привлечении к административной ответственности даже если участник не виновен. Если так и случилось, то нужно указать в постановлении, что вы не согласны и в дальнейшем обратиться в суд.

Что такое бесконтактное ДТП

Таким образом, бесконтактное ДТП означает аварию, при которой виновник и пострадавший не контактируют друг с другом. Это случай, при котором один участник происшествия сознает препятствие, в результате которого происходит столкновение двух других участников. Давайте разберем на примере.

Представьте, что вы едете в автомобиле своей правой полосе. Вдруг вам навстречу выезжает другой автомобиль, в следствие чего вы вынуждены резко свернуть в сторону и сталкиваете с каким-нибудь объектом. Это может быть дерево, здание или другое транспортное средство. Контакта не было, но есть виновник и пострадавший. Итак, как же нужно поступить? Разберем поэтапно:

  • Нужно остановить транспортное средство и включить «аварийку»;
  • Пригласить сотрудников ГИБДД на место аварии, зафиксировать показания свидетелей;
  • Сфотографировать место аварии и убрать авто с проезжей части.

Бесконтактное ДТП оформляется так же, как и любое другое. Единственное отличие в том, что оно не может быть зафиксировано в европротокол, поскольку обязательным является составление схемы аварии сотрудником ГИБДД. Однако, оно отличается относительно выплат ОСАГО.

Читайте также  Как получить выплаты по КАСКО без ДТП?

ОСАГО при бесконтактном ДТП

Возмещение убытков по ОСАГО в данном случае осуществляется не так, как при обычном ДТП. Страховая компания водителя-виновника и страховая компания врезавшегося водителя не обязаны возмещать ущерб по ОСАГО.
Вред был нанесен водителем, который врезался в объект. Несмотря на то, что его действия были правомерны, и он действовал в интересах устранения угрозы жизни и здоровью, все равно он является виновником нанесения вреда и убытков. Поэтому именно он должный произвести выплаты за нанесенный ущерб.

Единственным выходом не платить возмещение является обращение в суд с целью доказательства правомерности своих действий. Для этого нужны документальные доказательства или показания свидетелей. Только если доказать это в суде возникнет возможность переложить ответственность за выплату компенсации на виновника аварии.

В какую страховую компанию обращаться при бесконтактном дтп

Итак, давайте выясним, бесконтактное ДТП ОСАГО покрывает или нет и в какую страховую компанию обращаться? Выше уже было сказано, что водитель, который врезался в объект, не может получить возмещение по страховке от ОСАГО. Но в каждом правиле бывают свои исключения.

Получить оплату убытков пострадавший сможет, если докажет с помощью экспертизы, что не имел возможности избежать аварии из-за действия другого водителя. То есть ему нужно доказать причинно-следственную связь между действиями виновника и причинением ущерба. Нужно получить в полиции протокол аварии и отправиться для предъявления документов к страховщику. Если же доказать причастность виновника аварии не удалось, то оплачивать компенсацию придется водителю, врезавшегося в объект.

Прямое возмещение убытков при бесконтактном ДТП

Прямое возмещение убытков появилось сравнительно недавно. Эта практика заключается в получении компенсации от своей страховой компании, которая в свою очередь получает выплаты со страховой компании виновника ДТП. Оно хорошо тем, что получение страховых выплат пострадавшим происходит намного быстрее, нежели если бы он обращался в страховую компанию виновника аварии.

Таким образом, страховщик получает прямое возмещение без какого-либо занижения сумм. Страховые компании при этом получают лояльность своих клиентов и одновременно новых клиентов за счет рекомендаций от уже существующих.
Порядок выплат ПВУ следующий:

  • оформление документации на месте ДТП;
  • подача документов в страховую компанию;
  • проведение экспертизы или осмотр автомобиля специалистами из страховой компании;
  • выплата компенсации.

К сожалению, прямое возмещение убытков может получить не каждый владелец полисов. Оно предоставляется только при аварии двух транспортных средств. При бесконтактном ДТП принимает участие также третий субъект, поэтому выплата ущерба здесь не предусмотрена.

Бесконтактное ДТП судебная практика 2018

Судебная практика показывает множество примеров урегулирования бесконтактного ДТП. Разберем первый. Грузовой автомобиль своим прицепом задел ветку на дереве, в результате чего, стоящая под деревом машина, получила повреждения. Страховая компания отказалась вы плачивать страховку мотивируя тем, что водитель сам мог избежать нанесению данного ущерба, если бы не поставил свое авто на это опасное место. Владельцу автомобиля пришлось обратиться в суд, чтобы получить свою законную компенсацию за ремонт.

Суд признал, что страховой случай имел место быть, так как это случай бесконтактной аварии, что не является поводом для отказа в выплате страховки.

В качестве еще одного примера можно привести случай, когда автомобиль въехал в дорожное ограждение из-за маневров другого транспортного средства. Опять таки страховая отказалась оплачивать сумму ущерба, так как водитель не учел погодные условия и не сбавил скорость вовремя. Владелец данного авто добился проведение экспертизы, которая доказала, что у него не было возможности поступить иначе в этой ситуации, что не было такой технической возможности. На этот раз суд присудил выплату не только за нанесенный ущерб, но и моральную компенсацию.

Но хочется отметить, что зачастую суд выносит решение об обоюдной вине, и тогда страховые выплаты намного меньше. Поэтому нужно внимательно следить за тем, какие факты фиксируются при оформлении аварии.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://classomsk.com/dtp-gibdd-pdd/kuda-obrashhatsya-pri-beskontaktnom-dtp.html

Бесконтактное ДТП

Бесконтактное ДТП — дорожно-транспортное происшествие, при котором автомобилист создает помеху движению другому автомобилисту, и второй автомобиль причиняет вред имуществу третьего лица, но непосредственного контакта с создавшим помеху не происходит.

Т.е. один не уступил дорогу или проехал на красный свет, разворачивался там, где нельзя. Другой автомобилист пытается избежать столкновения, но съезжает с дороги и пробивает столб или другой объект.

ДТП произошло, но контакта не было. Для получения компенсации водитель должен доказать, что другой автомобилист был виновником, а потом найти способ взыскать ущерб.

Как производятся выплаты по ОСАГО, а также куда обращаться, если произошло бесконтактное ДТП?

Что такое бесконтактное ДТП? Это ситуация, при которой один участник ДТП начинает препятствовать движению другого участника.

Результат помехи — участие третьей стороны, нанесение ей морального, материального, физического вреда. При этом у транспортного средства третьего лица с автомобилем, создавшим помеху, не было прямых контактов.

Весьма распространенный пример такого вида аварии: водителем автотранспортного средства совершается движение по его полосе, расположенной на главной дороге.

Один из участников движения, который находится максимально близко к первому автомобилисту, совершает маневр поворота налево, не предупреждая об этом заранее.

Далее водитель пытается избежать столкновения, выводя автомобиль на встречную полосу или совершая резкий поворот вправо, где происходит столкновение с другим автотранспортным средством, столбом, ограждением или другим объектом. Итог — транспортному средству был нанесен вред.

Падение груза также относят к бесконтактному ДТП.

Оформление

Все требования по оформлению ДТП должны быть соблюдены. От этого зависит выплата ущерба, который был нанесен водителю. После любой аварии автотранспортные средства всех участников аварии должны быть остановлены.

Каждый должен выставить аварийный знак, чтобы предупредить водителей других авто о существующей опасности.

Куда обращаться при бесконтактном ДТП? После произошедшего бесконтактного ДТП необходимо вызвать экипаж ГИБДД.

Сотрудники инспекции начинают устанавливать автомобилиста, который является нарушителем ПДД, и водителя, который привел к последующей аварии с участием третьих лиц.

После вызова ГИБДД можно заняться сбором материала — сделать фотографии, видео места аварии, опросить свидетелей, попросить их дождаться экипажа сотрудников ГИБДД. Так показания очевидцев будут иметь законную силу и будут внесены в протокол.

Если виновник аварии скрылся с места ДТП, доказать его вину смогут только свидетели или материал с видеорегистратора. Но если виновник остался ждать сотрудников ГИБДД, собрать свидетельства очевидцев все равно необходимо.

Убирать автомобили с места происшествия, пока не будет составлена подробная схема аварии, нельзя. Иначе это многократно усложнит процесс воссоздания аварийной ситуации, а также виновника могут определить неправильно.

Также ДТП могут отнести не к той категории. Все эти ошибки окажут негативное влияние на причитающиеся выплаты или полностью исключат возможность их выплаты.

К процедуре оформления относят и момент контроля сбора сотрудниками ГИБДД доказательств. Неправильная трактовка показаний участников или недостоверность показаний свидетелей приведет к тому, что административную ответственность придется нести не виновнику, а пострадавшему.

Если водитель не согласен с подобным положением дел, он выражает свое несогласие. Также он должен убедиться, чтобы его несогласие занесли в протокол.

Кто виноват в такой аварии?

Установление вины — компетенция сотрудников ГИБДД или суда.

Если главный нарушитель определен, сотрудники ГИБДД выносят постановление и выдают справки всем участникам ДТП. В них указывают не виновника бесконтактной аварии, а нарушителя ПДД.

Может быть и такой исход, что после расследования окажется, что виноватых нет. Иногда без судебного разбирательства виновника установить нельзя.

Но нередко бывает, что и судебные инстанции неверно устанавливают автомобилиста, виновного в аварии, если у пострадавшего будет недостаточно доказательств своей правоты.

В большинстве случаев виновником ДТП признают того автомобилиста, который на момент ДТП находился в зоне опасной ситуации, так как неверные действия (неправильное выполнение маневров, торможение, их невыполнение) или бездействие стали причинной аварии на дороге.

Такое ДТП осложняется обычно тем, что:

  1. Виновник (тот, кто создал помеху), обычно скрывается с места ДТП.
  2. Очень часто лица, которые проводят разбор аварии, неверно трактуют п.10.1 ПДД. Они регулируют то, что при возникновении опасности необходимо замедлиться до остановки, а не объезжать препятствие. По этому пункту многие инспекторы устанавливают вину автомобилиста, который пытался маневром избежать столкновения.
  3. Часть вины можно переложить на потерпевшего. В ПДД прописано, что двигаться необходимо с той скоростью, которая позволяет постоянно контролировать машину. Также важно вспомнить про дистанцию.

Важно отметить: ситуацию не признают ДТП, если вред людям или имуществу не был причинен. Даже тогда, когда автомобилисту во избежание столкновения пришлось выехать с дороги.

Виновником можно признать также пешехода, который неожиданно выбежал на дрогу.

Если водитель, создавший помеху на дороге, которая привела к ДТП, уехал (что часто и бывает), доказать его вину без видеорегистратора очень сложно.

Процедура оформления бесконтактного ДТП не отличается от стандартных. Но по европротоколу оформить такую аварию нельзя.

Условия оформления ДТП по европротоколу:

  1. В ДТП участвовало только два автомобиля.
  2. Наличие действующего полиса ОСАГО. Водитель должен быть вписан в договор.
  3. Ущерб причинен только ТС, пострадавших людей нет.
  4. Разногласий по поводу аварии у участников нет.

Является ли страховым случаем бесконтактное ДТП? В какую страховую обращаться при бесконтактном ДТП?

Выплаты по ОСАГО

Нужно учитывать все моменты (верное составление необходимых документов, сбор доказательств и прочее), но также понимать, что во многих случаях бесконтактного ДТП страховая компания может отказаться выплачивать компенсацию.

Страховые компании участников заявят, что не обязаны возмещать ущерб, так как водитель врезался в объект.

Может не повезти тем водителям, автотранспортным средствам которых не был нанесен ущерб в сам момент аварии другими автомобилями.

Обычно водитель, который пытался избежать столкновения с другим автомобилем, все-таки попадает в ДТП из-за неверного маневра другого участника. Страховщики могут признать его действия противоправными, и водитель не сможет рассчитывать на выплаты.

Получить возмещение можно только тогда, когда экспертизой будет установлено, что в аварии водитель технически не мог избежать столкновения.

Т.е. автомобилист должен доказать наличие причинно-следственной связи с действиями второго автомобилиста и наступившими последствиями.

Но, судя по практике, на возмещение ущерба, полученного при бесконтактном ДТП, надеяться не стоит.

Возмещение страховой будет зависеть от правильно составленных документов. Если в протоколе, который составляется сотрудниками ГИБДД на месте аварии, указан виновник и пострадавший, водитель сможет получить выплату.

Так же дело обстоит с прямым урегулированием убытков. Т.е. водитель может получить выплату от своей страховой компании, а не от страховщика виновного лица. Такие выплаты производятся намного быстрее.

Читайте также  Можно ли оформить ДТП без ГИБДД?

Но такие выплаты возможны, если в аварии принимало участие два транспортных средства. При бесконтактной аварии принимает участие также третий субъект, поэтому выплата компенсации ущерба не предусматривается в данном случае.

Если страховая отказывает, единственный выход — требовать возмещение ущерба в суде. В судебной практике по бесконтактным ДТП таких случаев множество. Для отстаивания свей правоты необходимо собрать показания свидетелей, документальные доказательства, фото или видеоматериалы.

Как взыскать?

Если Вам отказали в выплате, идите в суд. Судебная практика показывает множество различных примеров урегулирования бесконтактных аварий.

Разберем один из случаев. Автотранспортное средство въехало в столб из-за маневра другого автомобилиста. Страховая компания отказала в выплате, сославшись на то, что водитель не учел опасных погодных условий, не сбавил скорость. Автомобилист настоял на проведении экспертизы, которая установила, что у водителя не было технической возможности действовать иначе. По решению суда страховая выплатила компенсацию.

Другой пример — грузовик прицепом задел тяжелую ветку на дереве, и припаркованный под деревом автомобиль получил повреждения. Страховая и здесь отказала в выплате, заявив, что водитель оставил машину в опасном месте. Но суд признал случай страховым, и водитель смог отремонтировать свой автомобиль бесплатно.

Но довольно часто суд выносит решение, что вина является обоюдной, тогда страховая компенсация выплачивается в меньших размерах. Следите за тем, какие факты фиксирует сотрудник ГИБДД при аварии.

Если суд отказывает, идите в Верховный суд. При определении виновной стороны Верховный суд может постановить, что нижестоящие суды заблуждались.

Под взаимодействием источников повышенной опасности понимается столкновение транспортных средств, а также иные виды взаимодействия (ГК, статья 1079).

Непосредственного контакта в ДТП может не быть, но ответственность за причинение ущерба лежит на виновнике. Т.е. решение б отказе компенсации признается незаконным.

Но также следует учитывать статью 14 закона об ОСАГО, в которой говорится о том, что пострадавший может предъявлять требования о компенсации страховщику только в установленном порядке.

Т.е. вред причинен только автомобилям, а взаимодействие произошло между автотранспортными средствами с действующим полисом ОСАГО.

Особенности бесконтактного ДТП

Напомним особенности бесконтактной аварии:

  1. Всегда есть сторона, которая стала причиной аварии, но напрямую не участвовала в процессе столкновения автомобилей.
  2. Очень часто автомобилист, создавший помеху и ставший виновником аварии, уезжает с места происшествия, не дожидаясь прибытия сотрудников ГИБДД. Материалы с видеорегистратора помогут установить виновного.
  3. При составлении протокола необходимо правильно трактовать п.10.1 ПДД и не указывать, что водитель затормозил из-за угрозы столкновения вместо совершения маневра. Такая запись в протоколе приведет к тому, что пострадавшего водителя признают виновным.
  4. Бесконтактное ДТП регулируется теми же законодательными нормами, что и другие виды аварий.
  5. Это страховой случай, но для получения компенсационных выплат необходимо соблюдать правила оформления ДТП.
  6. К таком виду аварий не применяется норма о прямом возмещении убытков. Пострадавший должен обращаться за выплатами в страховую виновника.

При бесконтактном ДТП довольно сложно получить компенсационные выплаты. Зачастую пострадавшим автомобилистам в страховых компаниях отказывают, и водителям приходится готовить документы в суд.

Но затраты времени и средств на судебные разбирательства бессмысленны, если у водителя нет доказательств вины другого лица: показаний свидетелей и записи с видеорегистратора.

Также необходимо следить за тем, какие сведения о произошедшем вносит в протокол прибывший на место аварии сотрудник ГИБДД.

Вас заинтересует:

Источник: http://pravo-auto.com/beskontaktnoe-dtp/

Бесконтактное ДТП: судебная практика и прямое урегулирование 2020

Время чтения: 5 минут

Скорость, с которой появляется новое количество автомобилей на российских дорогах, с каждым днем нарастает, что сулит новые аварии, заторы и отсутствие взаимопонимания между водителями, ГИБДД и страховыми компаниями. Одним из таких примеров вполне можно считать бесконтактное ДТП. Судебная практика показывает, что получить компенсацию нанесенного ущерба в результате такого происшествия можно только на основании искового заявления.

Что подразумевает термин «бесконтактное»

С первого взгляда может показаться, что термин, используемый в практике дорожных происшествий, имеет довольно противоречивый смысл. В реальности же все предельно просто. Отойдя от канцелярского языка можно сказать так: данная разновидность дорожного происшествия является результатом нарушения правил движения на дороге одним участником, что заставляет другого предпринять действия, которые причиняют вред третьему – стороннему – лицу. При этом отсутствует непосредственный контакт транспортных средств.

Довольно распространенным является мнение, что такая схема обычно используется мошенниками, которые намерены получить выплаты от страховщика не вполне законным способом. Именно по этой причине каждый такой случай вызывает множество подозрений и нередко рассматривается с особым пристрастием.

Примеры

Для наглядности следует рассмотреть несколько примеров.

Чаще всего приходится наблюдать такую картину: автомобиль движется по главной дороге в нужной ему полосе, другой же, приближающийся к нему по «встречке», неожиданно маневрирует влево, что заставляет первую машину уйти на встречную полосу или совершить резкий съезд вправо. Результатом этого становится столкновение с посторонним предметом, скажем, деревом или зданием.

Еще одним примером такой аварии можно считать следующий: ваш автомобиль следует по дорожной полосе вслед за другим транспортным средством, которое перевозит габаритный груз. Из-за неправильного крепления какая-то часть груза выпадает из машины и падает под колеса движущегося за ней автомобиля или, что самое неприятное, летит ему в лобовое стекло. Таким образом, можно сказать, что как такового контакта транспортных средств не произошло, но машина, следовавшая за виновником происшествия, все же пострадала.

Действия водителя

Тот факт, что пострадавшая сторона является жертвой, вовсе не говорит о том, что с нее снимается полная ответственность за инцидент. Существует некоторый порядок действий, которые потерпевшему необходимо предпринять, чтобы максимально исключить свою вину.

При ДТП следует:

  1. Остановить автомобиль, включить знак аварийной ситуации и выставить на дорогу соответствующий знак.
  2. Вызвать дорожную полицию.
  3. Сделать снимки всех причастных к дорожному инциденту предметов. Убедиться, что в момент аварии видеорегистратор был включен.

Единственное, чего делать нельзя, – покидать место аварии. Откажитесь от намерения преследовать нарушителя. Проведите все перечисленные выше действия и уберите ваш автомобиль с полосы, если он мешает проезду других участников движения. Не забывайте, что, согласно ПДД, водитель, скрывшийся с места происшествия, несет ответственность за подобные действия, даже если он является пострадавшей стороной.

Здесь можно узнать подробнее, что делать при ДТП.

Как оформить происшествие

Авария такого порядка, согласно правилам, должна быть оформлена, как и любое другое происшествие, если вы хотите, чтобы страховая компания все же возместила ущерб. В целом процедура мало чем отличается от контактного ДТП.

Здесь можно найти подробный материал на тему: Оформление ДТП.

Особое значение в этом случае имеют действия прибывшего на место аварии представителя ГИБДД. Инспектор обязан зафиксировать исчерпывающую картину случившегося в схеме аварии. Задача пострадавшего настоять на том, чтобы в ней были отображены действия виновника, обозначено расстояние между объектами и места расположения всех участников происшествия.

Это позволит в дальнейшем без труда установить, по чьей вине был нанесен ущерб.

Получение страховки

Первое, что интересует водителя, попавшего в такую неприятность, – существует ли вероятность получить компенсацию по ОСАГО при бесконтактном ДТП. Осложняется ситуация тем, что автомобиль виновника остался неповрежденным. Кроме того, последний часто покидает место аварии, что также может осложнить процесс. Хотя существует масса случаев, когда разбирательство заходит в тупик, даже если виновный остался на месте событий.

Здесь можно узнать детально, в каких случаях положены выплаты при ДТП при ОСАГО.

Сразу же стоит оговорить: рассчитывать на возмещение ущерба пострадавший сможет только в том случае, если специальная экспертиза установит, что жертва действий водителя другого транспортного средства не имела никаких возможностей предотвратить аварию. Иными словами, пострадавшему водителю придется доказать наличие причинно-следственной связи между маневрами виновника и их результатом. При этом касается данный факт как владельцев полиса ОСАГО, так и тех, кто застрахован по системе КАСКО.

Узнайте, какие необходимо предпринять действия при ДТП по КАСКО.

В итоге проведенных мероприятий у вас на руках должен оказаться протокол ГИБДД, схема и извещение о ДТП. Со всем этим пакетом бумаг вы и будете обращаться к страховщику

Если же доказать вину водителя первого автомобиля не удастся, тогда все расходы по оплате ущерба третьему лицу, а, соответственно, и ремонт собственного транспортного средства, полностью возлагаются на плечи пострадавшего участника движения. Но обосновать вину обычно удается только через суд.

Примеры судебной практики

Приведем несколько примеров прямого урегулирования бесконтактного ДТП из судебной практики. Случай первый. Владелец автомобиля Opel обратился с исковым заявлением в суд с целью оспорить вынесенное решение об отсутствии страхового случая. Суть аварии заключалась в следующем: грузовой автомобиль MAN в результате маневров своим прицепом зацепил большую ветку, которая причинила вред стоявшему поблизости автомобилю Opel.

В свою очередь, страховая компания отказалась оплачивать ремонт пострадавшего транспортного средства, ссылаясь на то, что его владелец мог предвидеть последствия и не оставлять машину под опасно нависшей веткой. Суд опроверг доводы об отсутствии страхового случая, поскольку причиной происшествия стали маневры автомобиля MAN, что и повлекло нанесение повреждений.

Согласно решению судебной инстанции, бесконтактная авария не может служить причиной отказа в выплате страховки, а потому страховщика обязали произвести все надлежащие выплаты.

Судебная практика по бесконтактному ДТП обычно связана с отказом страховой выплачивать пострадавшему компенсацию.

Еще один такой пример можно рассмотреть на попытке получить компенсацию владельцем автомобиля, который въехал в дорожное ограждение в результате маневров другого автомобиля. Так, истец обратился в суд по причине отказа страховой компании компенсировать ущерб.

В протоколе происшествия сотрудник ГИБДД не зафиксировал, что вина полностью возложена на водителя, совершавшего неправомерный маневр, но указал, что пострадавший водитель не учел метеорологические условия и не снизил скорость в нужный момент.

По инициативе заявителя, однако, была проведена независимая экспертиза, которая установила, что на момент аварии владелец данного автомобиля не имел технических возможностей избежать столкновения с дорожным ограждением или снизить скорость, чтобы этого не произошло. Таким образом, суд постановил, что ответчик, то есть страховая компания, должна возместить не только сумму страховки, но и моральный ущерб, а также иные расходы, связанные с судебным разбирательством.

На самом деле случаи, когда суд выносит решение, что вина участников ДТП являлась обоюдной, нередки. В таком случае сумма страхового возмещения может быть существенно снижена. А потому в момент фиксации обстоятельств аварии необходимо внимательно следить, чтобы все факторы были учтены.