Солидарная ответственность при ДТП судебная практика

Содержание

Возмещение вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия

Солидарная ответственность при ДТП судебная практика

Дорожно-транспортные происшествия не являются редкостью на междугородних трассах, и уж тем более на дорогах города. Но даже в незначительном ДТП можно столкнуться с определенными трудностями по возмещению причиненного вреда.

Возмещение вреда в случае отсутствия у виновника страхового полиса

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» целью обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств является обеспечение защиты имущественных интересов третьих лиц, жизни, здоровья и (или) имуществу которых причинен вред в результате эксплуатации транспортных средств, посредством осуществления страховых выплат.

Согласно пункту 1 статьи 7 указанного Закона, эксплуатация транспортного средства в случае отсутствия у его владельца договора обязательного страхования ответственности владельца транспортных средств не допускается.

Однако не редки случаи, когда у виновника ДТП оказывается просроченным страховой полис (договор обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств), либо он вовсе отсутствует.

В данном случае применимы положения Гражданского кодекса Республики Казахстан (Особенная часть), а именно положения статьи 917 Гражданского кодекса, согласно которой, вред (имущественный и (или) неимущественный), причиненный неправомерными действиями (бездействием) имущественным или неимущественным благам и правам граждан и юридических лиц, подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в полном объеме. То есть в этом случае требовать возмещения вреда можно только от самого причинителя.

В случае, если виновник ДТП отказывается добровольно и в полном объеме возместить вред, причиненный в результате совершения ДТП, то такой вред взыскивается в судебном порядке.

Документы, необходимые для обращения в суд

В целях взыскания в судебном порядке суммы ущерба, причиненного в результате совершения ДТП, заявитель (потерпевшее лицо) должен приложить к исковому заявлению следующие документы:

  • Документы, подтверждающие событие и обстоятельства ДТП:
    • копия протокола об административном правонарушении;
    • копия постановления по делу об административном правонарушении, которым установлена вина лица, совершившего ДТП;
    • иные документы из дорожной полиции (схемы, объяснительные и т.п.);
  • Документы, подтверждающие права на поврежденное имущество (свидетельство о регистрации транспортного средства);
  • Заключение независимой оценочной компании, о размере причиненного ущерба;
  • Документы, подтверждающие оплату услуг оценщика (чеки, акты выполненных работ и т.п.);
  • Документы, подтверждающие иные расходы, связанные с совершенным ДТП.

Оценка при возмещении ущерба страховой компанией

Статья 22 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» устанавливает, что размер вреда, причиненного при повреждении имущества, определяется исходя из расчета стоимости восстановления поврежденного имущества за минусом начисленной амортизации (износа) имущества, имевшей место до наступления страхового случая. Стоимость восстановления поврежденного имущества рассчитывается исходя из рыночных цен, действовавших на день наступления страхового случая.

Согласно пункту 5 статьи 22 указанного Закона  размер вреда, причиненного имуществу, оценивает независимый эксперт в течение 7 рабочих дней на основании заявления потерпевшего на проведение оценки. Результат оценки является обязательным для страховщика.

Потерпевший, согласно положениям названной статьи, вправе самостоятельно воспользоваться услугами независимого эксперта, при этом, затраты на определение размера вреда, причиненного имуществу потерпевшего, несет страховщик.

Оценка, при возмещении ущерба в судебном порядке

При взыскании в судебном порядке суммы ущерба, причиненного в результате ДТП виновником, потерпевшему необходимо определить стоимость причиненного ущерба.

https://www.youtube.com/watch?v=Up2zfPYeba8

Как уже указывалось выше, стоимость ущерба, причиненного в результате ДТП, может быть определена независимым оценщиком исходя из расчета стоимости восстановления поврежденного имущества за минусом начисленной амортизации (износа) имущества, имевшей место до наступления страхового случая.

Однако, в судебной практике довольно часто распространены случаи, когда виновник ДТП не соглашается с результатами оценки, проведенной независимым оценщиком по требованию потерпевшего лица. В подобных случаях судом может быть назначена независимая судебно-товароведческая экспертиза, целью которой будет являться установление действительной стоимости восстановительного ремонта поврежденного имущества.

При этом, необходимо не забывать о том, что оценочная деятельность, это предпринимательская деятельность, осуществляемая оценщиками, целью которой является установление возможной рыночной или иной стоимости объекта оценки. То есть в данном случае можно утверждать, что, сколько оценщиков, столько и мнений в отношении размеров стоимости восстановительного ремонта. 

В данном случае, потерпевшему необходимо предпринять все меры для извещения виновника ДТП, о предстоящей оценке поврежденного имущества, посредствам направления ему извещений, телефонограмм, телеграмм либо заказных писем с указанием даты, времени, места проведения осмотра и оценки поврежденного имущества, а также данных оценщика. Делается это с целью минимизировать попытки виновника ДТП оспорить в последующем результаты оценки.

Читайте также  Какие действия после ДТП?

Возмещение вреда в случае, когда автомобиль не подлежит восстановлению

Статьей 22 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», предусмотрено, что размер вреда причиненного при уничтожении имущества, определяется исходя из рыночных цен, действующих на день наступления страхового случая.

При этом названной статье устанавливается критерий, при котором имущество считается уничтоженным, это:

  • если его восстановление технически не возможно, или
  • если его восстановление экономические не обоснованно.

Согласно пункту 4 статьи 22 указанного Закона восстановление имущества считается экономически не обоснованным, если ожидаемые при этом расходы на восстановление имущества превышают 80% его рыночной стоимости на день наступления страхового случая.

Так, к примеру, если рыночная стоимость автотранспортного средства, поврежденного в ДТП, составляет 9 000 долларов США, а стоимость восстановления превышает 7 200 долларов США, то считается, что такое восстановление транспортного средства является экономически необоснованным, а транспортное средство уничтоженным. В этом случае подлежит выплате размер вреда, исходя из рыночной стоимости поврежденного имущества, на день наступления страхового случая.

Чем подтверждается причиненный вред?

Статья 25 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», устанавливает, что документами, подтверждающими причиненный вред жизни или здоровью потерпевшего, служат следующие документы:

  • копия справки организации здравоохранения, о сроке временной нетрудоспособности потерпевшего — в случае наличия факта причинения вреда жизни, здоровью потерпевшего;
  • копия справки специализированного учреждения об установлении инвалидности потерпевшего — в случае ее установления;
  • нотариально удостоверенная копия свидетельства о смерти потерпевшего — в случае смерти потерпевшего.

Указанные документы представляются в страховую организацию, подтверждают причиненный вред здоровью или жизни потерпевшего и являются основанием для определения размера страховой выплаты.

Определение размера причиненного вреда

Определение размера причиненного вреда осуществляется на основании представленных потерпевшим документов, подтверждающих наступление вреда жизни и здоровью в результате ДТП, и напрямую зависит от степени тяжести наступивших последствий.

Так в соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств», предельный объем ответственности страховщика по одному случаю (страховая сумма) за вред, причиненный жизни и здоровью каждого потерпевшего составляет в случае:

  • гибели — 1 000 МРП;
  • установления инвалидности:
    • I группы — 800;
    • II группы — 600;
    • III группы — 500;
    • «ребенок-инвалид» — 500;
  • увечья, травмы или иного повреждения здоровья без установления инвалидности — в размере фактических расходов на амбулаторное и (или) стационарное лечение, но не более 300. Размер страховой выплаты за каждый день стационарного лечения должен составлять не менее 10 МРП.

В каких случаях может быть взыскана компенсация морального вреда?

Согласно статье 951 Гражданского кодекса, моральный вред — это нарушение, умаление или лишение личных неимущественных благ и прав физических лиц, в том числе нравственные или физические страдания (унижение, раздражение, подавленность, гнев, стыд, отчаяние, физическая боль, ущербность, дискомфортное состояние и т.п.), испытываемые (претерпеваемые, переживаемые) потерпевшим в результате совершенного против него правонарушения.

В соответствии с подпунктом 1) пункта 3 статьи 951 Гражданского кодекса, моральный вред возмещается, независимо от вины причинителя, в случае, если вред причинен жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности, к каковым относятся транспортные средства.

Зависит ли размер компенсации от причиненного морального или материального вреда? Охватывается ли моральный вред компенсацией вреда здоровью или это самостоятельное требование?

В соответствии с пунктом 4 статьи 951 Гражданского кодекса, установлено, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, возмещению не подлежит.

Из приведенной нормы закона следует, что моральный вред может быть взыскан с виновника ДТП лишь при совершении действий (бездействия), нарушающих личные неимущественные права и блага потерпевшего.

При этом, пункт 2 статьи 10 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» установлено, что договором обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств предусматривается осуществление страховой выплаты по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу потерпевшего, за исключением возмещения морального вреда и упущенной выгоды потерпевшего, включая утрату товарной стоимости имущества, а также возмещения неустойки в связи с нарушением потерпевшим сроков поставки товаров или производства работ (оказания услуг), иных его обязательств по контрактам (договорам).

Более того согласно пункту 11 Нормативного постановления Верховного Суда Республики Казахстан «О применении судами законодательства о возмещении морального вреда» на страховые организации (страховщиков, перестраховщиков) не может возлагаться обязанность возмещать третьим лицам моральный вред в связи с наступившим страховым случаем. Обязанность по возмещению морального вреда, причиненного при наступлении страхового случая, должна возлагаться на владельца автотранспортного средства.

Читайте также  Как оценивают машину после ДТП?

Таким образом,  помимо компенсации полученной потерпевшим в результате ДТП за вред причиненный жизни и здоровью, потерпевший также вправе требовать по суду (в случае добровольного отказа виновника) возмещения морального вреда, за вред причиненный жизни или здоровью.

Если вред причинен работником при исполнении трудовых обязанностей

Согласно пункту 1 статьи 921 Гражданского кодекса, юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

То есть, если в результате ДТП, вред был причинен работником юридического либо физического лица (индивидуального предпринимателя), то ответственность по возмещению вреда возлагается непосредственно на такое юридической или физическое лицо, работником которого является виновник ДТП.

Источник: http://www.defacto.kz/content/vozmeshchenie-vreda-prichinennogo-v-rezultate-dorozhno-transportnogo-proisshestviya

Солидарная ответственность при дорожном происшествии

Сегодня ДТП на дорогах в городе и за пределами такового – не редкость. Именно поэтому каждый случай аварии по своему индивидуален – необходимо рассматривать все факторы, влияющие на сам случай возникновения ДТП.

Причем не так уже редко бывают ситуации, когда в возникновении аварийной ситуации виновны как минимум двое участников дорожного движения.

Что это такое

При возникновении аварийной ситуации, в которой имеет место повреждение имущества, а также нанесения вреда здоровью и жизни граждан, в обязательном порядке будет иметься виновный.

Это может быть как один из водителей, управляющий ТС в момент свершения аварии, так и пешеход. Причем определение того, кто именно виновен в возникновении дорожно-транспортного происшествия – важный момент.

Так как именно за счет страхового полиса виновного или же из его личных средств, при отсутствии такового, погашается ущерб.

Определение виновного осуществляется на основании документов, составленных на месте ДТП. Это схема происшествия, а также множество иных моментов. Со всеми таковыми нюансами лучше всего будет ознакомиться предварительно.

Это позволит не допустить самых разных сложны, спорный ситуаций. отдельно стоит отметить, что нередко в возникновении аварии виновны одновременно несколько человек.

Причем это могут быть как водители, так и пешеходы или же вовсе пассажиры транспортных средств.

Солидарная ответственность – одна из разновидностей ответственности должников. Подразумевается таковая в ситуации, когда виновных как минимум двое и при этом разделить предмет обязательств не представляется возможным.

В таком случае лицо, понесшее ущерб, имеет право предъявлять права требования как отдельно к каждому виновному, так и к обоим в совокупности.

Нередко наличие солидарной ответственности как таковой определяет именно суд. Соответственно, судебная практика по этому поводу достаточно обширна. Она имеет множество самых разных тонкостей, особенностей.

Со всеми таковыми лучше всего будет разобраться предварительно. В противном случае будет невозможно избежать самых разных затруднительных ситуаций.

Если гражданин считает, что права его были нарушены, то стоит получить консультацию квалифицированного юриста.

Таким образом возможно будет не допустить самых разных сложных ситуаций, а также свести вероятность существенных финансовых потерь к самому минимуму.

Отдельно стоит отметить право на использование регрессии. Например, если одна из сторон выплатила сумму, которая превышает меру ответственности, возникает право на предъявление требования о взыскании такой разницы к второму виновному.

Таковой момент лучше всего будет проработать предварительно. В противном случае опять же могут возникнуть какие-либо сложные, затруднительные ситуации.

Как прописано в ГК РФ

Сегодня вопрос ответственности достаточно подробно освещается в специализированном законодательстве. Основным таковым документом является именно Гражданский кодекс РФ.

Все вопросы, которые каким-либо образом связаны с исполнением обязательств, отражаются в гл. №22 этого нормативного документа. При этом важно учитывать, что понадобиться осуществлять верную трактовку подобного рода НПД.

Конкретно применительно к ДТП необходимо будет учесть отдельные виды статей, которые обозначены в данной главе ГК РФ.

К таковым базовым нормативным документам относится следующее:

  • ст. №321 – данная статься определяет все обязательства, исполнение которых должно иметь место в обязательном порядке в случае, кода присутствуют обязательства одновременно нескольких кредиторов;
  • ст. №322 – этот же раздел подробно раскрывает вопрос наличия солидарных обязательств.

Отдельно стоит отметить наличие прав самого кредитора на предъявление требований по поводу солидарных обязательств. Этот вопрос опять же по возможности нужно будет рассмотреть внимательно прежде, чем обращаться в суд.

Все таковые права кредитора освещаются достаточно подробно непосредственно в ст. №323. Сам же ответчик имеет право возражать на назначение его одним из участников солидарной ответственности.

Причем определяется специальный алгоритм использования такового права. Так как понадобится выполнение некоторых базовых условий для возникновения такового.

Данный момент нужно будет проработать предварительно по возможности. Все моменты касательно возражений по поводу ответственности данного типа раскрываются в ст. №324.

Иногда возникают ситуации, когда выполнение солидарной ответственности осуществляется только лишь одним из должников. На данный момент этот вопрос раскрывается в ст. №325.

При этом солидарные требования имеют определенные границы. Они рассмотрены в ст. №326.

Читайте также  Что такое тяжкий вред здоровью при ДТП?

Важно помнить, что солидарная ответственность обязательно подразумевает исполнение всех обязательств. Данный момент следует обязательно проработать предварительно.

Когда применяется на практике для возмещения материального ущерба

Одним из самых частых случаев солидарной ответственности является именно ситуация, когда имело место ДТП с определенным ущербом в ситуации, когда собственником являлся другой человек – не водитель.

В таком случае суды нередко определяют, что ответственность в равной степени несут как сам водитель, так и непосредственный собственник конкретного транспортного средства. Основным нормативным документом является ст. №1079 Гражданского кодекса РФ.

Данный НПД ярче всего определяет ситуацию, в котором практикуется солидарная ответственность.

Согласно п. 1 данной статьи определено, что юридическое лицо или же физическое лицо, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих граждан, обязаны возместить вред, который возникает в силу причинения вреда. Если таковой нанесен именно таковым источником повышенной опасности.

Также при этом следует учесть, что в ряде ситуаций ответчик имеет возможность уйти от такой ответственности – но только лишь при вынесении судом подобного решения.

Данный момент регламентируется специализированными законодательными нормами. Таковыми на данный момент являются п. 2, 3 ст. №1083 ГК РФ. Но опять же подобного рода решение всегда остается на решение суда.

Опять же солидарная ответственность не будет назначена судом в случае, если собственнику удастся доказать, что автомобиль был использован без его ведома, доступ к ТС получен преступным путем.

Например, если автомобиль был угнан у собственника, после чего с его помощью осуществляется наезд на пешехода – то в таком случае солидарная ответственность не возникает.

Данный момент нужно будет внимательно изучить. Только таким образом возможно избежать различных сложных, затруднительных ситуаций.

Солидарная ответственность при ДТП собственником автомобиля

Сегодня вопрос солидарной ответственности при ДТП особенно актуален для юридических лиц.

Например, если компания владеет транспортным средством и при этом пользуется услугами наемного водителя, который попадает в ДТП в момент исполнения своих служебных обязанностей, то именно работодатель несет ответственность за вред.

Причем не существенно в каком именно режиме имеют место трудовые отношения.

Если это постоянный трудовой договор, срочный или же иной – именно работодатель несет финансовую ответственность за возникновение данной ситуации.

Этот вопрос лучше всего будет проработать заранее. В свою очередь после того, как обязательства финансового плана будут выполнены перед гражданином, который понес ущерб, возникает право регрессивного требования.

Соответственно, юридические лицо в судебном порядке или же другом имеет право взыскать средства с непосредственно http://avtopravozashita.ru/dtp/vinovnik-dtp/виновного в ДТП.

Солидарная ответственность при ДТП с причинением вреда здоровью обычно имеет место именно при использовании ТС водителем, который собственником авто не является.

Но также существуют и разнообразные иные ситуации, когда имеет место подобные случаи. Со всеми таковыми нужно будет разобраться прежде, чем обращаться в суд в случае, когда возникает дорожно-транспортное происшествие.

Пример из судебной практики

Проще всего разобраться с подобными прецедентами на простом примере – когда в результате ДТП возникает солидарная ответственность – дело 33-12095/2012: 25.03.16 г. водитель Кривошеев управлял автомобилем КАМАЗ.

В результате нарушения п. 10.1 ПДД РФ были причинены механические повреждения автомобилю ВАЗ 2111. Данный ТС был застрахован полисом ОСАГО в страховой компании «Росгосстрах».

В данной ситуации СК предъявила иск в отношении Кривошеева, а также его работодателя. Суд постановил на основании ст. №1079 ГК РФ назначить солидарную ответственность.

Существует большое количество самых разных тонкостей, особенностей разрешения подобного рода процедур.

Если гражданин считает, что права его назначением солидарной ответственности каким-либо образом нарушаются, то ему необходимо обратиться в суд с соответствующим апелляционным заявлением.

Все тонкости процедуры неподготовленному гражданину знать невозможно. Потому оптимальным решением будет обратиться к квалифицированному юристу для разрешения таковой ситуации.

Солидарная ответственность сегодня – достаточно часто возникающая ситуация. При этом существует достаточно много самых разных тонкостей, особенностей, связанных именно с проведением судебных разбирательств.

Все таковые по возможности нужно будет самостоятельно разобрать – это позволит не допустить возникновения самых разных сложных, затруднительных ситуаций.

: Возмещение ущерба от ДТП с участием велосипеда, если виновен автомобилист

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Источник: http://avtopravozashita.ru/dtp/solidarnaja-otvetstvennost-pri-dtp.html